Приложение 7 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «14» марта 2020 года № 108

Методические рекомендации

по организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий в организациях среднего образования

  1. В период с 6 апреля по 22 мая 2020 года организации среднего образования Республики Казахстан переходят на обучение с использованием дистанционных технологий.
    1. Обучение с использованием дистанционных технологий (дистанционное обучение) – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее присущие учебному процессу компоненты и реализуемое с помощью интернет-ресурсов и ТВ-уроков.

Цель: создание единой образовательной среды в условияхдистанционного обучения.

Задачи:

  1. Разработка видеоконтента с целью трансляции на телевидении и размещение на видеохостингах для свободного доступа посредством сети Интернет.
  2. Стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, координируемой педагогами.
    1. Разработанная концепция видеоурока в соответствии с ГОСО и Типовыми учебными программами включает вопросы организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий, структуру урока, рекомендации педагогу по сопровождению обучающихся, обучающимся по выполнению самостоятельной работы и их родителям по созданию условий для обучения.
    1. Видеоуроки разработаны для следующих категорий получателей образовательных услуг:
  3. обучающиеся, имеющие широкополосный доступ к сети Интернет;
  4. обучающиеся, не имеющие широкополосный доступ к сети Интернет.
    1. ТВ-уроки будут проводиться по учебным предметам 1-11 классов на языках обучения (казахский, русский). Трансляция видеоуроков будет осуществляться на республиканском телевидении: уроки для обучающихся на казахском языке – на телеканале «Балапан», уроки для обучающихся на русском языке – на телеканале «Ел-Арна» по согласованию с Министерством информации и общественного развития.

Также, видеоуроки будут размещены на системах видеохостинга и образовательных Интернет ресурсах для свободного доступа всех пользователей посредством сети Интернет: педагогов и обучающихся.

6. Эфирное время уроков по предметам всех уровней образования на казахском и русском языках с 09-00 до 15-00 часов.

7. Определены учебные предметы 1-11 классов для трансляции на ТВ (приложение 1);

8.  Планируется проведение 2042 дистанционных уроков по предметам

1-11 класса с 6 апреля по 22 мая 2020 года:

1 класс
ГОСО – 9-10 предметов; по ТВ -4
(грамота, математика, познание мира, естествознание)                 
(Всего 168 уроков)
2 класс
ГОСО – 9-11 предметов; по ТВ -5
(язык обучения, математика, познание мира, естествознание, второй язык (каз.яз./рус.яз.))      
(Всего 170 уроков)
3 класс
ГОСО – 11 предметов; по ТВ -5
(язык обучения, математика, познание мира, естествознание, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 170 уроков)
4 класс
ГОСО – 11 предметов; по ТВ -5
(язык обучения, математика, познание мира, естествознание, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 170 уроков)
5 класс
ГОСО – 13 предметов; по ТВ -7
(язык обучения, литература, математика, естествознание, история Казахстана. всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 182 уроков)
6 класс
ГОСО 13 предметов; по ТВ -7
(язык обучения, литература, математика, естествознание, история Казахстана, всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 182 уроков)
7 класс
ГОСО 16 предметов; по ТВ -11
(язык обучения, литература, алгебра, геометрия, география, физика, химия, биология, история Казахстана., всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 192 уроков)
8 класс
ГОСО   17 предметов; по ТВ -11
(язык обучения, литература, алгебра, геометрия, география, физика, химия, биология, история Казахстана, всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 192 уроков)
9 класс
ГОСО 19 предметов; по ТВ -11
(язык обучения, литература, алгебра, геометрия, география, физика, химия, биология, история Казахстана, Всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 192 уроков)
10 класс
ГОСО 19 предметов; по ТВ -11
(язык обучения, литература, алгебра, геометрия, география, физика, химия, биология, история Казахстана, всемирная история, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 212 уроков)
11 класс
ГОСО 19 предметов; по ТВ -12
(язык обучения, литература, алгебра, геометрия, география, физика, химия, биология, история Казахстана, всемирная история, английский язык, второй язык (каз.яз./рус.яз.))          
(Всего 212 уроков)

9. Общее количество ТВ-уроков – 2042 урока.

10. Подготовлено единое расписание ТВ-уроков (приложение 2);

11. В расписании показана  недельная нагрузка по учебным предметам 1-11 классов (приложение 3);

12. Учебные предметы, не вошедшие в перечень транслируемых предметов по ТВ (Информатика, Английский язык, Французский язык, Немецкий язык), рекомендуется дополнительно вносить администрацией в школьное расписание при возможности самостоятельной организации дистанционного обучения учителями школы по согласованию. Количество часов не должно превышать недельную нагрузку по предмету.

Структура ТВ-урока  (продолжительность –  10 мин);

Урок состоит из:

 – объяснения нового учебного материала учителем (видео, в титрах Ф.И.О. учителя) – 6 минут;

– вопросов для закрепления (на экране крупным шрифтом 2-3 вопроса) – 1 мин;

– учебных заданий для закрепления (на экране крупным шрифтом 2-3 задания) – 1 мин;

         – дополнительных цифровых ресурсов по теме (1-2 ЦОР) – 1 мин;

– ссылок на дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения- 1 мин. 

Также для проведения дистанционного обучения рекомендуется использование следующих технологий:

  1. Электронные журналы и дневники kundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz –  используются для размещения видео-уроков, цифровых образовательных ресурсов, предоставления обучающимся домашнего задания и осуществления обратной связи(комментарий и рекомендации учителей, информирование родителей в виде объявлений, ведения календарно-тематического планирования, предоставления обучающимся домашнего задания и его онлайн проверки, осуществления обратной связи в виде коротких и расширенных комментариев)
  2. В системе электронных журналов и дневников Kundelik.kzбудут выложены инструкции, документация и видеоинструкции для онлайн образования по адресу – https://portal.kundelik.kz/kz/c/355-instruktsii-po-udalennoi-rabote .
  3. Streaming, Платформы: Bilimland.kz, sabak.kz, aitube.kz, youtube.com и приложения Zoom, Skype, Moodle, Opiq.kz, School.ozin-ozi-tanu.kz, adilet.zan.kz/rus/docs и др.   Используя данные платформы будут организованы трансляции видеоуроков по предметам.
  4. Daryn.online.kz: будут размещены разработанные уроки на казахском языке.
  5. Aitube.kzбудут размещены разработанные видеоуроки, транслируемые на республиканских телеканалах.
  6. Сайты школ, социальныесети:Facebook, Instagram и др. –  размещается разработанный видеоконтент для воспитательных мероприятий.
  7. Облачные сервисы: GoogleDrive, YandexDisk, Mail.ruDisk, Dropbox и др.
  8. Официальные социальные сети МОН РК, Youtube МОН РК, Telegramm канал еdunews.kz

Классный руководитель:

– информирует родителей (законных представителей) о процессе обучения с использованиемдистанционных технологий, об изменениях в расписании, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах, о необходимости создания условий для самостоятельной работы обучающихся;

–  создает и использует чаты, форумы обучающихся и их родителей в системах электронных журналов и дневниковkundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz, а также Whatsapp, Telegram и др.;

– осуществляет ежедневную связь с обучающимися и их родителями (законными представителями);

– информирует администрацию школы о проводимой работе;

– предоставляет учителям-предметникам, педагогу-психологу списки своего класса с контактными данными обучающихся (номер домашнего, сотового телефона, электронная почта);

– обеспечивает регистрацию электронного дневника и электронной почты обучающихся своего класса.

Учителя-предметники:

Учителя-предметники разделены на 3 категории:

– учитель-предметник и обучающийся, имеющие доступ к интернету и использующие дистанционные технологии обучения;

– учитель-предметник, имеющий доступ к интернету и обучающийся, не имеющий доступ к интернету, использующий ТВ-уроки;

– педагоги, не задействованные в дистанционном учебном процессе.

ТВ-уроки используют учителя и обучающиеся.

Учитель-предметник и обучающийся, имеющие доступ к интернету и использующие дистанционные технологии обучения:

– корректирует календарно-тематические  планы в электронных журналах и дневниках;

– своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов с применением ссылок на веб-сайты, электронные библиотеки и другие;

– согласовывает с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;

– применяет оптимальные и разнообразные виды работ (видеоуроки, самостоятельная работа, онлайн-курсы, чат-занятия, веб-занятия, телеконференции и форумы и др.), доступные информационно-коммуникационные технологии (скайп, телеуроки, modul, zoom, электронная почта, WhatsApp и Telegram чаты, Zoom, Moodle, и другие);

– своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники;

– проводит урок в соответствии с утвержденным графиком обучения

– осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь;

–  предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания;

– осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (электронные журналы и дневники, месенджеры, облачные технологии и др.)

– заполняет своевременно на платформе электронного журнала следующие разделы:

а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);

б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий;

в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии к уроку

г) заполнение результатов суммативных работ

д) выставление пропуска урока в случае отсутствия обучающегося на видео конференции либо не выполнившего задание в установленные сроки на платформе электронного журнала

– проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;

– информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.

Учитель-предметник, имеющий доступ к интернету и обучающийся, не имеющий доступ к интернету, использующий ТВ-уроки:

– корректирует календарно-тематические  планы в электронных журналах;

– своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов на основе ТВ-уроков и УМК;

– согласовывает с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;

– применяет оптимальные и разнообразные виды работ (самостоятельная работа с учебником и УМК), доступные информационно-коммуникационные технологии (телеуроки, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь);

– своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь и др.

– проводит урок в соответствии с утвержденным графиком обучения;

– осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь (через электронные журналыи дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией);

–  предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания (через электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией);

– осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (через электронные журналыи дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией);

-заполняет своевременно на платформе электронных журналови дневников следующие разделы:

а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);

б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий;

в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии;

г) выставление результатов суммативных работ;

д) при не выполнении задания к уроку в установленные учителем сроки в электронный журнал пишется соответствующий комментарий.

– проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (через WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь);

– информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.

Педагоги, не задействованные в дистанционном учебном процессе:

Учебные предметы, по которым оценивание проводится как «зачет/незачет» не вошли в перечень предметов, транслируемых на телевидении (Физическая культура, Самопознание, Художественный труд, Музыка, Начальная военная и технологическая подготовка, Основы предпринимательства и бизнеса, Графика и проектирование);

Учителям, преподающим данные учебные предметы, рекомендуется разрабатывать видеоктнтент по своим предметам и размещать  с использованием облачных технологий и видеохостингов (например, aitube.kz), а также разместить ссылку  в электронном журнале;

Учитель физической культуры, начальной военной и технологической подготовки – разрабатывает комплекс физических и строевых упражнений для выполнения обучающимися дома;

Учитель художественного труда, графики и проектирования – разрабатывает инструкции по изготовлению поделок, макетов и др;

Учитель самопознания, основ предпринимательства и бизнеса – предоставляет рекомендации по проектной деятельности;

Учитель музыки – предоставляет перечень музыкальных произведений,которые необходимо прослушать;

– участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий в режиме онлайн;

– оказывают методическую помощь в организации и проведении онлайн-уроков и мероприятий;

– информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.

Обучающийся:

– знакомится с расписанием, темами, содержанием онлайн-уроков через доступные средства связи;

– обязан ежедневно просматривать трансляцию ТВ-уроков согласно расписания, а также все доступные электронные платформы, указанные учителем-предметником;

– ежедневно самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией среднего образования;

-находится на ежедневной связи с классным руководителем и учителями-предметниками;

– выполняет работу над ошибками после комментария учителя-предметника;

– ежедневно заходит в личный кабинет в электронном дневнике, в электронную почту и другие системы и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения;

– ежедневно представляет выполненные  задания   в соответствии с требованиями педагогов, отправив сканирование(или фото) выполненных заданий педагогу через доступные средства связи (электронный дневники, электронная почта, WhatsAppчаты и др.);

– соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;

– использует дополнительные  электронные образовательные ресурсы.

Родители (законные представители) обучающихся:

создают условия для обучения;

– знакомятся с графиком работы, расписанием уроков, процессом организации учебно-воспитательной работы;

– осуществляют контроль за выполнением обучающимися домашних заданий;

– поддерживают связь с классным руководителем и учителями-предметниками.

Приложение 1

Перечень предметов, определенных для трансляции на ТВ

1 класс:

– с казахским языком обучения -4 предмета (Сауат ашу, Математика,  Жаратылыстану, Дүниетану);

–с русским языком  обучения – 4 предмета (Обучение грамоте, Математика, Естествознание, Познание мира).

2 класс:

– с казахским языком обучения – 5 предмета (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі);

– с русским языком обучения – 4 предмета, (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі).

3 класс:

– с казахским языком обучения – 5 предмета (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі);

– с русским языком обучения – 5 предмета(Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі).

4 класс:

 – с казахским языком обучения – 5 предмета (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі);

– с русским языком обучения – 5 предмета (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі).

5 класс:

– с казахским языком обучения – 7 предметов  (Қазақ тілі , Қазақ әдебиеті,  Математика, Қазақстан тарихы,  Жаратылыстану, Дүниежүзі тарихы, Орыс тілі мен әдебиет);

–  с русским языком обучения -7 предметов (Русскийязык, Русскаялитература, Математика, История Казахстана, Естествознание, Всемирная история, Казахский язык и литература).

6 класс:

  • с казахским языком обучения – 7 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті,  Математика, Қазақстан тарихы,  Жаратылыстану, Дүниежүзі тарихы, Орыс тілі мен әдебиет);
  • с русским языком обучения – 7 предметов (Русскийязык, Русская Литература, Математика,  История Казахстана, Естествознание, Всемирная История, Казахский язык и литература).

7 класс:

  • с казахским языком обучения – 11 предметов (Қазақ тілі,   Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, География, Дүниежүзі тарихы, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиет);
  • с русским языком обучения – 11 предметов (Русский язык, Русскаялитература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, География, Всемирная история, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература).

8 класс:

  • с казахским языком обучения – 11 предметов (Қазақ тілі,   Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, География, Дүниежүзі тарихы, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиет);
  • с русским языком обучения -11 предметов (Русский язык, Русскаялитература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, География, Всемирная история, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература).

9 класс:

– с казахским языком обучения 11 предметов (Қазақ тілі,   Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, География, Дүниежүзі тарихы, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиет);

– с русским языком обучения -11 предметов (Русский язык, Русскаялитература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, География, Всемирная история, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература).

10 класс:

– с казахским языком обучения – 11 предметов (Қазақ тілі,   Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, География, Дүниежүзі тарихы, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиет);

– с русским языком обучения – 10 предметов (Русский язык, Русскаялитература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, География, Всемирная история, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература).

11 класс:

  • с казахским языком обучения – 12 предметов (Қазақ тілі,   Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, География, Дүниежүзі тарихы, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі);
  • с русским языком обучения -10 предметов (Русский язык, Русскаялитература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, География, Всемирная история, Физика, Химия, Биология, Английский язык,  Казахский язык).

Сондай-ақ оқыңыз:

Пікір қалдыру

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *